Фигурное катание не стоит на месте. Вот уже и прыжки в четыре оборота воспринимаются как нечто должное. Но дотянуться до таких спортивных вершин, не владея базовыми элементами в совершенстве, просто невозможно. «Соблюдение основ классической школы фигурного катания – залог будущего успеха» – считает тренер-преподаватель ДЮСШ «Северная Олимпия» Сергей Васильевич Тюфтин.
- Сергей Васильевич, в «Северной Олимпии» Вы один из самых опытных тренеров и со своим видом спорта, фигурным катанием, связаны уже много лет. Но давайте вернемся к истокам. С чего всё начиналось?
- Фигуристом я стал случайно. Мне было неполных девять лет, когда со своими дворовыми друзьями мы начали искать для себя спортивную секцию. Нам, конечно, был интересен футбол, баскетбол – в общем, игровые виды спорта. Так мы пришли в кировский дом культуры «Авангард». Там занимались мальчишки старше нас, они увлеченно играли в мини-футбол. Нам это очень понравилось. Мы начали посещать занятия два-три раза в неделю. А когда наступил сентябрь, мы поняли, что записались на фигурное катание. Сперва нам стало стыдно – всё-таки это больше девичий вид спорта, даже хотели всё бросить. С другой стороны, мальчишки там тоже были классные, здорово играли в футбол, и компания была хорошей. К тому же нам сразу выдали новые коньки. Через один сезон я уже выступал на первенстве города Кирова, а через год мы поехали на первые сборы в Эстонию. На два месяца. Эта нас ещё больше всех сплотило.
- То есть кататься на коньках к девяти годам Вы не умели?
- Как сказать. У меня были коньки-снегурки. Мы на них с горок катались.
- Ваш вид спорта, как и многие другие, стремительно молодеет. Детей ставят на коньки и в три года, и даже в два. Как Вы считаете, это правильно?
- Это оздоровление нации. Какая разница прогуливаться по улице или же на коньках 45 минут кататься.
- Девять лет для фигурного катания сейчас – это поздно?
- Если фанатик попадется, то он сможет догнать остальных. Были такие случаи, и у меня в том числе. У меня занималась Саша Антонова. Она довольно поздно пришла в фигурное катание. Лет в 11, наверное. Но своих сверстниц уже догнала по кандидатам.
- Вы начали заниматься фигурным катанием в Кирове. Как Вы сделали выбор в пользу тренерской работы и в конце концов очутились в Сыктывкаре?
- Я учился в педагогическом кировском институте и после его окончания остался тренером в спортивном обществе «Спартак», там, где встал на коньки. Так я работал два года. Потом меня пригласили в Сыктывкар. Я даже не знал, где Сыктывкар находится. Ухту, Воркуту – учили в школе, а Сыктывкар даже выговорить не мог. А вот служил я уже в республике. В ансамбле при военном оркестре. Тут как раз я и узнал всю коми.
- С чего Вам тогда пришлось начинать?
- Я приехал работать на Центральный стадион. Отделение фигурного катания существовало на открытой площадке с беговым коньками, то есть с конькобежным спортом. Мы занимались вместе.
- Время, действительно, было непростое. На открытом льду фигурному катанию в Сыктывкаре иногда приходилось буквально выживать, где вы черпали на всё силы?
- Просто любил свою работу. Мне нравилось преподавать.
- Наступали ли у Вас моменты внутреннего кризиса, когда хотелось всё бросить и уйти? Что помогало преодолеть такие минуты?
- К счастью, кризисов у меня не было. Бывали моменты, даже секунды, когда накапливалась усталость от того, что нужно было решать хозяйственные вопросы: опять выпал снег, опять нужно его чистить - но это не из-за преподавания.
- Насколько мне известно, в Сыктывкаре существовало парное фигурное катание, и Вы тесно связаны с развитием этого направления? Хотелось бы Вам вернуть пары сейчас?
- Да, я хотел начинать парное катание. Дмитрий Пешкилев в паре с Надеждой Кутькиной даже стали участниками Спартакиады. Но для парного катания сейчас нет времени и нет материала. Пару ведь искать нужно. Чтобы шаг был одинаковый, уровень катания. - Как Вы думаете, у Вас есть свой стиль работы?
- Какой стиль работы? Я приходил на каток уже в пять-шесть утра. Сначала чистил снег, потом проводил тренировку. Днем то же самое, и вечером то же самое. Я считаю, что процентов на 60-70 я был хозяйственник.
- Вы за строгость в тренерской работе или Вам ближе роль добродушного наставника?
- Это палка о двух концах. Где нужно быть построже, где похвалить. Все дети разные.
- Вы работаете и с взрослыми спортсменами, и в то же время ставите на коньки малышей. С кем проще?
- Всегда тяжелее с малышами. Их нужно найти, поставить руки, голову, шаг, повороты. А ведь как научишь, они так и будут кататься. Переучивать ошибки уже очень сложно.
- Какое личное качество Вы цените в спортсменах наиболее всего?
- Труд. За сорок с лишним лет моей трудовой деятельности мне попадались трудяги. Они и добивались всего.
- Хорошо. В чем заключается, на Ваш взгляд, главная сложность работы тренера по фигурному катанию?
- С девчонками всегда сложно работать: переходный возраст, слезы, капризы. Но ничего справлялся.
- А самое приятное?
- Это, конечно, исполнение. Работаешь над прыжком, работаешь, ждешь, когда же он получится. И вот когда он получится, то становится очень приятно. Ну и само выступление, конечно. Когда, достигаем со спортсменом того, к чему стремились. А если ещё перевыполняешь намеченный план, то это вообще здорово.
- Перед стартом, уже будучи на льду, спортсмен и тренер обычно всегда шепчутся друг с другом. Раскройте нам секрет: о чем эта беседа?
- Обычно мы проговариваем ошибки, настраиваем спортсмена. Ведь дети все разные: к одному так подойти, к другому – так. Иногда даже ущипнуть нужно за спину, чтобы в себя пришли, почувствовав болевые ощущения.
- Когда-то Вы сами были спортсменом. Наверное, тоже ощущали предстартовый мандраж. В качестве тренера вы волнуетесь перед стартом больше, чем тогда, или Вы чувствуете себя спокойно?
- Конечно, волнуюсь. Больше даже за малявок, поскольку они только начинают. Иногда взрослый спортсмен сам виноват в своей неудаче. К старту ведь нужно правильно подойти. Это вообще целая наука.
- За 46 лет тренерской работы Вы воспитали несколько поколений спортсменов. Успели ли сложиться среди Ваших воспитанников династии фигуристов?
- Да, конечно, и очень много. Например, Пешкилевы: отец, а теперь ко мне ходит его сын, моя дочь Юля тоже занимается фигурным катанием, а сейчас и тренерской работы, семья Колеговых, наши тренеры Людмила Геннадьевна Карпова и Елена Анатольевна Каракчиева, кстати, тоже занимались у меня. Елена Анатольевна от начала и до конца, Людмила Геннадьевна в тот период, когда её тренер Нина Ивановна Стрекалова училась в институте. Кипрушев Петр Георгиевич сюда приезжал (Пётр Георгиевич Кипрушев - тренер высшей категории, судья одиночного и парного катания всероссийских соревнований, технический специалист одиночного катания зональных соревнований - прим. ред.). Я ему помогал поступать в институт. Подтягивали лёгкую атлетику. Поступил. Со многими воспитанниками меня связывают теплые дружеские отношения. Мы периодически встречаемся. Особенно теплые встречи у нас бывают на восьмое марта.
- Фигурное катание – динамично развивающийся вид спорта. Каждый год появляются изменения в программах, дорожки, элементы. Как спортсмену в таких условиях остаться в русле перемен и не проиграть?
- Ноу-хау исходят из того, что было раньше. А раньше была школа фигурного катания и обязательные упражнения. Все повороты на коньках изучались там. На эту базу нужно обращать самое пристальное внимание. Основные спортсмены это катают.
- То есть нужно возвращаться в классику?
- Обязательно, но не полностью. Рёберность катания, правильные повороты – все это отражается в скольжении. Качественное и красивое скольжение всегда в цене.
Комментарии (0)