Образовательный процесс в спортивной школе как большой механизм, где в работе тренера и ученика участвует множество маленьких, но очень важных звеньев. Взять, к примеру, заточку коньков. Нет правильной заточки – нет красивых скольжений. Так что у специалиста, отвечающего за остроту коньковых лезвий, весьма ответственный фронт работы. Но на спортивной передовой «Северной Олимпии» настоящий мастер конька Михаил Александрович Суворов, с которым нашим читателям давно пора познакомиться.
- Михаил Александрович, в штатном расписании ваша должность обозначена как рабочий по ремонту спортивного снаряжения. Что входит в обязанности такого специалиста?
- По должностной инструкции мои функции – заточка и ремонт коньков. В моем ведении около 300 пар прокатных коньков, плюс коньки спортсменов, занимающихся в бюджетных группах по фигурному катанию и хоккею с шайбой. Количество коньков, которые отдают к нам на заточку посетители массовых катаний, судя по билетам, приближается к полутора тысячам. Сейчас у нас на катке два точильных станка. Один у меня настроен под хоккейные коньки, другой - под фигурные. Глубина желобка и ширина лезвия у этих коньков разная. С двумя станками я, конечно, справляюсь со своей работой намного быстрее.
- Расскажите, пожалуйста, какое значение имеет правильная заточка?
- Очень большое. Если конёк неправильно заточен, то, например, фигурист не сможет качественно исполнить элементы с внутреннего-внешнего ребра, не справится с вращением. Но заточка бывает разная. Раньше все коньки точили прямо. Такая заточка теперь используется только в конькобежном спорте. Сейчас и фигуристы, и хоккеисты постепенно перешли на заточку под желобок.
- Многие горожане, не только спортсмены, стараются приобретать собственный спортивный инвентарь. Как нужно ухаживать за коньками, чтобы не портить заточки?
- Сперва-наперво нужны чехлы. Мягкие, тканевые чехлы не очень надежны. Лучше использовать пластиковые, силиконовые. Даже в условиях нашего катка, где есть специальное резиновое покрытие, чехлы обязательны, так как на резине остаются маленькие частички песка, которые очень вредят лезвиям. После катания коньки обязательно нужно насухо протереть, не оставлять сырыми. Нельзя ударять коньки о твердые, кафельные, железные поверхности, поскольку ребра как такового уже не будет.
- Услуга заточки коньков в «Северной Олимпии» предоставляется уже не первый год. Попадались ли к вам в руки за это время раритетные коньки?
- Да, бывало. Как-то мне приносили коньки - так называемые «хагены». Но чаще попадаются пары не раритетные, а совсем убитые: ржавые, грязные, с испорченными лезвиями. С такими коньками невозможно работать, и наша заточка им уже не поможет. Они давно отслужили свой век.
- Мастерство заточки коньков у вас - это плоды жизненного опыта или вы этому учились специально?
- Официально я нигде заточке не учился, но жизнь так сложилась, что сам когда-то занимался фигурным катанием и был связан с коньками довольно продолжительное время. Я закончил физкультурное отделение Педагогического училища №1 и в течение семи лет с 1974 года работал тренером. То, что было тогда и сейчас – это небо и земля. Мои тренировки, когда я только учился кататься, проходили на Центральном стадионе, где одновременно на поле занимались хоккеисты, на дорожках тренировались конькобежцы, а мы, фигуристы – за воротами. Тогда ещё не было искусственного льда. Ухаживать за коньками нас учили сами тренеры. Ещё наждачной бумагой шлифовали лезвия. Сейчас, конечно, техника совершенствуется. Потом мы перешли на каток возле четвертой школы. Очень многое ремонтировали и доделывали сами. Бывало, что на тренировку приходишь, надеваешь коньки и начинаешь сперва чистить снег. И бочку с водой сами таскали на коньках, когда лёд заливали. Техника тоже отличалась. В то время в фигурном катании были 49 обязательных элементов, все они делились по разрядам. Конечно, в тех условиях катать обязательные фигуры было очень тяжело.
- Как вы считаете, оправдывала ли себя эта система обязательных фигур?
- В большей степени да. Она учила держать руки, учила чувству ребра: внутреннего, наружного. Так, например, некоторые фигуры нужно было начинать на одном ребре, а заканчивать на другом.
- Интересуетесь ли вы фигурным катанием сейчас?
- Да, конечно, по возможности. Всё равно тянет к этому. Интересно посмотреть на детей, на уровень подготовки. И дети, и тренеры очень выросли технически. Раньше у нас были обязательные фигуры, сейчас обязательные элементы в программах, и этому уделяется больше времени.
- Выходите ли вы на лед сами?
- Очень редко. Пытался выходить в прошлых сезонах. Но дело в том, что я поменял коньки, а к новым нужно привыкать.
- У вас, конечно, приличный и педагогический, и спортивный опыт, да и сейчас вы активно интересуетесь жизнью школы и успехами юных спортсменов. Что бы вы могли посоветовать детям, родителям, а, может, и тренерам?
- Для родителей, что могу посоветовать? Может, это прозвучит грубо, но часто они суются не в свои дела. Периодически вижу такую картинку, как ребенка, занимающегося у нас на отделении, на массовых катаниях тренирует мама, которая не специалист в фигурном катании. Таким родителям нужно помнить, что легче нового человека чему-то научить, чем переучивать то, что зазубрили неправильно. Детишкам хотел бы пожелать серьезней относится к тренировкам. Тренерам - почаще включать в свои занятия игровые элементы, чтобы у малышей к выходу на лед появлялся и сохранялся интерес.
Комментарии (0)