Спортивная подготовка – очень сложный и трудоёмкий процесс. Иногда в суете тренировочных будней, когда получается не все и не сразу, когда накапливается усталость и эмоции, хочется немного отдохнуть и услышать слова поддержки тех, кто прошел по этому тернистому пути. Ещё немного из интервью Ирины Слуцкой.
- Ирина, расскажите, как и когда Вы пришли на каток, что Вас мотивировало для занятий этим видом спорта?
- Привела на каток меня моя мама, потому что я очень часть болела, и доктор сказала, что нужно закаляться. Раньше у фигуристов не было таких сказочных условий, как здесь, начинающие катались на улице, поэтому было принято решение, чтобы я пошла на фигурное катание поправить свое здоровье. Поначалу мне не очень нравилось, но потом я как-то втянулась, полюбила этот вид спорта и не могла, и до сих пор не могу себя без него представить. А заниматься меня мотивировали определенные цели.
- Почему именно одиночное фигурное катание?
- Все начинают с одиночного, кто-то уходят в парное, кто-то в танцы. Как говорят: кто не умеет прыгать, не может уходит в парное катание, у кого вообще ничего не получается уходит в танцы. В парное меня звали, потому что я достаточно маленькая, но я хотела выступать сама за себя.
- Как вы преодолевали моменты усталости, когда все валится из рук, элемент не получается, когда хочется стукнуть по льду, всё бросить и уйти?
- Так нужно стукнуть. Всё равно должен быть выход накопившегося. Возвращаясь к первому вопросу, это всегда определенные цели. Если у тебя есть цель – достичь чего-то, выиграть какую-то медаль, то, несмотря на все поражения, несмотря на усталости, ты стиснешь зубы и будешь бороться до последнего. Были моменты, когда мне хотелось все бросить, когда я кидала ботинки, когда опускались руки. Наверное, это нужно перетерпеть. Проснуться с утра и сказать: «Ира, Петя, Вася, ты хочешь выиграть чемпионат?» И дать себе однозначный ответ: да или нет. Если нет, то тогда, действительно, нужно повесить коньки на гвоздь и пойти заниматься чем-нибудь другим. Если да, то нужно закрыть глаза на боль, на усталость, на вещи, которые тебе мешают и идти вперед, ошибаясь, спотыкаясь, набивая синяки, но не позволять себе расслабляться и делать маленький шажок к своей победе.
- Помните ли вы тот момент, когда вы ясно осознали, что ваша цель – это спорт высшего профессионального мастерства?
- Нет такого дня, когда я проснулась и поняла, что я пойду. Сначала на соревнованиях я занимала, даже не десятые и не пятнадцатые места, но потихонечку выступала все лучше и лучше. Потом начались юниорские чемпионаты, потом захотелось поехать на взрослые. Работала ещё больше. Потом был чемпионат Европы, была пятая на чемпионате Европы, захотелось медаль чемпионата Европы, так постепенно, пошагово достигала цели.
- Вы пересекаетесь со своими ровесниками, с которыми вы начинали кататься, которые может быть, вас побеждали?
- С кем-то да. Однозначно не могу сказать. С одной девочкой, с которой мы катались с пяти-шести лет, мы до сих пор поддерживаем отношения. Живем недалеко друг друга. У обоих дети. Ездим друг к другу в гости. Не могу сказать, что прямо подруги, но мы достаточно плотно общаемся. Еще один мальчик до сих пор катается, выступает в разных ледовых шоу. С кем-то просто общаемся, с кем-то на одноклассниках нашлись. Есть люди, но это не дружба. Это товарищеские отношения, как раньше говорили. Хотя очень интересно посидеть, вспомнить, как все было.
- Какие из всех Ваших соревнований для Вас были наиболее важными?
- Ты идешь от соревнований к соревнованиям. Каждое имеет определенную значимость. Какие-то были в Кирове, Твери. Они закончились, мы порадовались, медаль повесили, и всё заново. Понятно, для меня, как для состоявшейся спортсменки, это были чемпионаты Европы и Мира, и, конечно, самые эмоциональные воспоминания связаны именно с этими соревнованиями, с Олимпийскими играми.
- Как вы настраивали себя на соревнования, на победу?
- Для этого я работала с психологом. Есть определенные методы. Каждый ищет для себя их сам. Каждый понимает для себя, как подойти на соревнования. Если ты сам уже не можешь с этим справляться, возможно, нужно обратиться к специалисту, что я делала, и я этого не скрывала.
- Видите ли Вы перед собой, как одну из целей, тренерскую работу?
- Я не уверена, что буду тренером, что у меня будут группы детей, которых я буду тренировать. Я очень люблю заниматься с детьми, но больше люблю проводить мастер-классы, потому что это разные дети, разные эмоции, разные впечатления, и ребенок по сути своей очень интересен, как он подходит и задает какой-то вопрос.
- В воспитании спортсмена участвуют родители и тренер, где, на ваш взгляд, должна заканчиваться родительская подготовка спортсмена, а где начинаться тренерская?
- Родители должны доверить своего ребенка профессионалу. Невозможно, когда одному маленькому организму с разных сторон начинают говорить разные вещи. В детской голове это не уложится. Родители должны подготовить ребенка к тренировке. Должны привести накормленным, напоенным, не больным. А дальше - дело рук тренера, который знает, как нужно размяться, как нужно прыгнуть в прыжок, какой рукой подойти вперед, как нужно выехать с элемента. Это равносильно тому, что к вам домой придет человек со своим уставом и начнет качать свои права, не понимая ничего в этом деле. Если ты отдаешь ребенка и доверяешь его тренеру, то именно тренер должен заниматься спортивным воспитанием ребенка. Если ты человеку не доверяешь и считаешь, что ты сам можешь тренировать, то тогда забирай своего ребенка и тренируй его сам. Я всегда за то, чтобы родители смотрели тренировку, но ни в коем случае не мешали этому процессу. Родитель может наблюдать, но не возглавлять процесс. Он может отслеживать: халтурит ли ребенок на тренировке, делает ли он вместо тройного, двойного, одинарный прыжок. Как я сейчас делаю. Я как-то увидела своего ребенка на концерте и сказала ему: «Сынок, если ты будешь стоять в последнему ряду, просто культурно открывая рот, опаздывая, ты не будешь ходить заниматься. Если ты хочешь делать, тогда делай по максимуму, если не хочешь, ты вообще лучше ничего не делай». Но, допустим, лезть в процесс и учить своего ребенка петь, танцевать, я не буду, потому что я понимаю, что на это есть педагоги, а вот заставить его работать и посвящать себя тому делу, которым он занимается, я могу.
- Следите Вы за развитием женского фигурного катания в России, болеете ли за кого-то?
- Я не то чтобы слежу, я знаю, что происходит. К сожалению, времени не так много, чтобы именно следить. Но, по крайне мере, я знаю, кто где находится. Конечно, переживаю за всех наших ребяток.
- Женское фигурное катание в России очень помолодело, в этом есть какая-то закономерность и с чем это можно связать?
- Женское фигурное катание никогда не было старым. У нас всегда лет в 16-17 все только начинают подниматься. Но то, что в 12 лет девочки творят какие-то неимоверные вещи – да, такое есть. Хочется, чтобы это все сохранилось к 17-18 годам, когда нужно выходить туда, где нужно побеждать, а мы делаем упор на 12 лет, а к 15-16 уже и не видим никого. Вот это и грустно.
- С новой системой судейства изменилось и самое фигурное катание. В чем Вы видите эти изменения, и как Вы думаете, в хорошую сторону они произошли или не очень?
- Мне очень нравится, что спортсмены стали делать сложные вращения, дорожки, шаги, но мне не нравится, что иной раз из-за математики, которая происходит внутри этой системы, люди не показывают все пять тройных прыжков, они рискуют вставлять какие-то каскады и комбинации. Потому что хорошо выполненный тройной более легкого уровня может по сумме баллов опередить наисложнейший каскад, который ты сделаешь с ошибкой. И ребята уже не рискуют. Раньше все шли на четверные, четверные в каскадах. Поэтому для меня эта система раздваивается: если по старой системе, ты делаешь прыжки, вращения, но никто этого не замечает, то сейчас ты делаешь вращения неимоверные, но боишься идти на этот риск. То есть пятьдесят на пятьдесят.
- По традиции, последний вопрос, что Вы бы хотели пожелать тем ребятам, которые только начинают покорять первые спортивные вершины?
- Мне хочется пожелать, чтобы все, кто начинают, влюбились в этот вид спорта, потому что он очень красивый, интересный. Если вы влюбились в этот вид спорта, то тогда не останавливайтесь, пусть это будет очень сложно. Не один синяк будет на теле, потому что учить прыжки иногда, действительно, бывает очень больно. Но награда, она - шикарна. Поэтому нужно терпеть, работать, учиться, впитывать в себя все то, что окружает, смотреть на себя со стороны, доверять своему тренеру и постоянно совершенствоваться.
Комментарии (0)