Талантам нужно помогать

03 февраля 2013

ДЮСШ «Северная Олимпия» гордится своими тренерами. Есть среди них молодые, перспективные специалисты, есть опытные и высококлассные профессионалы. Среди таких преподавателей Федор Петрович Сметанин, тренер высшей категории по лыжным гонкам, воспитавший не одно поколение лыжников, в числе которых много чемпионов от республиканского до олимпийского уровня. А вот что о себе и о своем виде спорта рассказывает сам Фёдор Петрович.

- Федор Петрович, вы родом из глубинки Республики, и наверняка, с лыжами и лыжным спортом познакомились в самом юном возрасте?

- Я родом из Ижемского района, села Мохча. Родился я по большому счету в тундре, даже не в деревне. Лыжи у нас были тогда, можно сказать, способом передвижения. Сейчас лыжная школа в Ижме осталась, а вот, лыжни, где мы начинали заниматься в свое время, нигде нет. Два моих старших брата - мастера спорта по национальным видам. Раису Петровну Сметанину, думаю, вы знаете. Она заслуженный мастер спорта, четырехкратная олимпийская чемпионка. Младший после меня брат тоже бегал на лыжах, и ещё двое младших уже не занимались. Сам бегал немножко, выполнил кандидата в мастера спорта, а на лыжах стоял с малолетства, в то время они были самодельными.

- Как так получилось, что Вы решили стать тренером?

- После девяти классов я выучился на тракториста, и даже немного работал. В армии у меня, кстати, тоже был трактор. Но я очень хотел быть тренером, потому что своих серьезных результатов не стало, и я решил перевести свои возможности на учеников, и у меня получилось. Я поступил в педучилище в 1977. Для моего возраста это было очень поздно. Мне было уже 23. Отучился, потом работал три года в школе обычным учителем физкультуры и перешел в тренеры. Это было в 1983 году.

IMG_5636.JPG

* Апрель 2012 г., марафон

- Сейчас у Вас спортивная семья?

- Если говорить о молодой поросли, то мой сын Юра тоже закончил педучилище и после этого начал работать тренером, сейчас он вместе со мной в одной бригаде.

- Каких тренерских успехов Вы добились?

- Самый большой мой тренерский успех – это спортсмен, заслуженный мастер спорта России, призер Олимпийских игр Василий Рочев. Его ко мне привела его мама. У меня он занимался четыре года до юниорского возраста. До этого он учился немного у другого тренера. Было сразу видно, что Василий хорошо чувствует себя на лыжах. Ведь каждый тренер смотрит на ребенка, замечает его способности: у кого есть талант, какому таланту нужно помочь. Раньше говорили, что талант пробьется сам, но я до сих пор считаю, что таланту нужно помогать.

- Вы продолжаете общаться со своими воспитанниками после того, как они вырастают из юниорского возраста?

- Обязательно, систематически встречаемся на соревнованиях, на лыжне, лыжном стадионе, иногда на базе, общаемся и семьями.

- Как много времени отнимает любимая работа?

- Мы настолько вошли в систему, что уже не можем из неё выйти, и определить, где я дома, а где на работе сложно. Большую часть времени в сутках проводим на лыжне и базе. Даже дома не перестаю думать об этом, особенно когда идут соревнования. Тренера всегда встают рано. В семь нужно быть обязательно на базе. Очень много времени занимает подготовка лыж, проверка, настрой ученика.

1.jpg

*Вместе с учениками

- Как проходит ваш самый обычный тренировочный день?

- Утром у нас стабильно тренировка. Сейчас у меня на базе, пока мы находились на тренерском совете, занимаются старшие дети. Им обязательно дано задание, оставлены мази, эти лыжники уже взрослые, поэтому смогут подготовить лыжи самостоятельно. Сейчас мы снова вернемся на базу, и выйдем на следующую тренировку. Утром на лыжне я провожу два с половиной, три часа. Никуда не денешься – нужно выходить. И вечером ещё три часа. Это не считая того, что мы общаемся с ребятами на базе. После тренировки мы обязательно делаем гимнастику, некоторые бегут кросс, тогда только занятие может считаться оконченным. После все идут на базу пить чай. Чаепитие – это наша традиция. Сам я на лыжах не всегда, поскольку нужно проводить контрольные тренировки, работать с секундомером. Когда у нас соревнования, мы даже не успеваем обедать. Освещенка работает долго, поэтому у нас ненормированный рабочий день. Выходной - понедельник, но иногда все равно нужно выйти на базу. Так как погода у нас меняется, некоторые дети из-за морозов много тренировок пропустили. А сейчас погода позволяет заниматься, поэтому нужно накатывать, готовиться к соревнованиям. Для этого выходим в выходные дни. Весной, в мае мы посвободнее, в это время обычно решаем все организационные вопросы, а у детей есть время подтянуть свои хвосты в учебе.

- Сами ребята успевают учиться и тренироваться при таком жестком графике, ведь у наших лыжников, наверное, самый насыщенный спортивный календарь среди всех отделений?

- Успевают те, которые соблюдают режим и входят в систему, но, конечно, очень устают. Не хватает времени восстанавливаться до тренировки. Приходят такими уставшими и не выполняют то, чего должны сделать. Бывает, мы детей освобождаем от учебы дней на 10. Они отдыхают, питаются нормально, тренируются.

- Появляется ли у Ваших учеников желание по Вашим стопам тоже стать тренером?

- Таких подходов ко мне не было, но я сам предлагал тренерскую работу, например, Вадиму Васильеву. Он как раз закончил университет. Пять лет у меня занимался, отслужил в армии, но в итоге получилось, что его пригласили в МЧС. Хотя он сам очень хотел быть тренером, но наша работа не выгодна. Зарплата всех удивляет. Поэтому молодых тренеров очень трудно набрать. Почему, например, в нашей школе сейчас есть молодая поросль среди преподавателей? Евгений Александрович Филиппов, будучи директором ДЮСШ, разрешал брать на работу студентов, они приходили к нам на полставки: тренировали и учились, постепенно переходя с учебы на тренерскую работу. Так как молодому тренеру нужно обязательно быть при ком-то. Таким образом, у меня сформировалась бригада из трех человек, работать так очень удобно, особенно в разгар сезона. Подсказываем друг другу что-то, постоянно обмениваемся знаниями.

IMG_1889.JPG

* Декабрь 2012 г., на финише традиционной новогодней гонки юных спортсменов встречает Дед Мороз и Снегурочка

- Какой вы тренер: жесткий, требовательный, добродушный?

- Я разный тренер. И жесткость иногда нужна, иногда детей нужно поддержать, другой раз пожурить. Я считаю, что нельзя быть постоянно строгим или наоборот ласковым, у детей разный возраст, и дети сами очень разные. Нужно уметь делать правильный переход от жестокости до мягкости.

- Приходят ли сейчас новички на лыжное отделение? Популярны ли лыжи среди школьников?

- В этом году дети очень хорошо приходят. Родители сами проводят, бабушки, дедушки. В школу, как раньше, мы не ходим, хотя этот метод был тоже хорош. Сейчас реклама есть. Летом пошел очень хороший наплыв.

- Можно ли среди начинающих разглядеть будущие таланты?

- Антропометрические параметры для отбора есть, их нужно проверять, ходить в диспансер. На малышах можно посмотреть их данные, когда они встают и только начинают двигаться на лыжах. Даже через полгода занятий человека видно сразу: пойдет или не пойдет. Движения всё показывают: правильные – неправильные, какой кат на лыжах. Некоторых нужно долбить, учить, и все равно бесполезно. Но самое главное – это сердечная система. Потому что с дисфункциями спортсмена не вырастить, а здоровых детей практически сейчас нет, по крайней мере, очень мало. У всех какие-то болячки: позвоночник, колени.

- Какие главные волевые качества должен воспитать в себе настоящий спортсмен-лыжник?

- Если взять соревнования – то это воля к победе. Данные могут быть хорошие, но если воли к победе нет, то и спортсмен не может выложиться на дистанции, в результате отстаёт от более слабых. Были у меня и такие ученики. Бывает лыжник на тренировках и контрольных тренировках выигрывает много, систематически, а на соревнованиях уступает.

- Как вы настраиваете своих учеников на старте?

- Я думаю, что каждый спортсмен боится стартовать. У некоторых этот страх уходит, у некоторых нет. Чаще всего стараюсь их отвлечь, задать любой другой вопрос на любую тему, далекую от спорта. Хотя мы, тренеры, тоже волнуемся. Я всегда волнуюсь перед стартом, когда нужно мазать лыжи. Едешь, думаешь об этом, а как только выхожу на лыжню, проверю снег, волнение пропадает, появляется надежда и ощущение, что все будет нормально.

2.jpg

*Подготовка лыж

- Расскажите, какой была система подготовки лыжников раньше, например, когда вы начинали работать, и какая она сейчас? В чем её плюсы и минусы?

- Раньше была хорошая система. Составлялся цикл подготовки на неделю. В советское время был отличный журнал «Лыжный спорт». Там было написано всё и о детской, и о взрослой подготовке. Но сейчас многое что поменялось: и дистанции, и техника, и лыжи, и скорости теперь совсем другие. Сейчас очень много силовой подготовки, работы на тренажерах. Но нужно не забывать старых методов – круговых тренировок. Та старая система была очень надежной. Сначала набирали объем, потом начинали работать на скорость. У детей очень опасно сначала проводить скоростные тренировки, когда юный лыжник только набирает результаты. Мы можем очень сильно его загрузить скоростями. И он потом вообще не будет бежать из-за перегрузки организма. Если объем постепенно набирается, циклически, не превышая сердечный ритм, лыжники могут идти пять, десять, пятнадцать километров. А если работать скоростными отрезками, то могут быть минусы для ребенка.

IMG_1531.JPG

*Май 2012 г., закрытие учебного года

- Что бы Вы посоветовали организаторам «Года спорта», если касаться именно лыжных гонок в Республике в целом или, например, только в Сыктывкаре?

- Я считаю, у нас в городе нет лыжного детского спорта. Есть наша школа, есть школа олимпийского резерва, и мы дублируем друг у друга работу. Нужно сделать так, чтобы тренеры работали в одной системе, была одна, единая база с хорошим тренажерным залом, восстановительным залом. У многих регионов это уже есть: взрослый спорт и рядышком детский спорт. Раньше говорили о необходимости создания интерната, и я считаю, что он, по-прежнему, нужен, чтобы было у детей и питание хорошее, чтобы они успевали нормально учиться, отдыхать и бегать на лыжах.

Комментарии (0)