Сегодня, 14 ноября, пресс-службе «Северной Олимпии» удалось взять интервью у прославленного спортсмена, тренера, обладателя «Большого шлема» любительского бокса, олимпийского чемпиона, чемпиона мира и Европы в полутяжёлом весе Александра Лебзяк. О том, понравился ли Александру Борисовичу сыктывкарский прием, о его оценке результатов последней Олимпиады, состоянии российского бокса и секретах личного успеха боксера читайте ниже…
- Первый вопрос, наверное, самый банальный. Сыктывкар принимает чемпионат России по боксу первый раз. Конечно, организаторы очень стараются соответствовать заявленному уровню. Поделитесь вашими впечатлениями от их работы. Всё ли устраивает в спортивной части мероприятия, бытовых условиях, транспорте…
- Хотел бы поблагодарить организаторов, Президента Федерации за прекрасное обслуживание чемпионата. Я поговорил с тренерами, со спортсменами о питании, проживании. Все довольны, все нормально, то есть корабль идет. Мы встречались и с руководством региона, Агентством по спорту. Хочу сказать, что они приложили все усилия для хорошей организации, чтобы спортсмены и зрители чувствовали себя как дома. То, что эти соревнования проводятся в Сыктывкаре – это важный фактор для тех ребят, которые, увидев все живьем, запишутся на секцию бокса. Тем более, вы знаете, у нас есть и женский бокс, теперь он олимпийский. В Лондоне мы смогли завоевать два серебра. Что я ещё могу сказать: большому кораблю – большое плавание, так держать!
- Собираетесь ли Вы посетить какую-нибудь республиканскую школу, где есть отделение бокса?
- Мы это обсуждали. Время у нас есть, я думаю, ещё сходим.
- Перед чемпионатом было много разговоров, заявлений о том, что поскольку участников олимпийских игр на ринге не будет, у молодых боксеров появляется шанс попасть в сборную страны. Успели ли вы заметить за эти три дня потенциальных сборников?
- Да, здесь не участвуют чемпионы, призеры, только один Магомед Омаров в категории плюс 91. Мне непонятно, почему не участвуют те спортсмены, которые на Олимпиаде проиграли. Поэтому этот момент мы ещё будем обсуждать. Но ничего страшного нет. Молодежь у нас хорошая. Никто не знает, что будет через год, через два. Может быть, те молодые ребята, которые сейчас станут чемпионами, для действующих чемпионов составят достойную конкуренцию. Я нисколько в этом не сомневаюсь. Потому что прецедентов было очень много, когда выходит чемпион и претендент, и претендент выигрывает у чемпиона. Скажу так: есть время раскидывать камни, а есть время собирать.
- Сложно ли победить чемпиона?
- Упорство и труд всё перетрут. Конечно, сложно. Чемпион есть чемпион, он опытный, зрелый, матерый. Это совершенно разные вещи, когда дерешься на районных соревнованиях, на областных и когда выходишь на чемпионат России. Все влияет на результат, и здесь своя психология. Но есть тренер. Он, как психолог, настраивает своего мальчика, чтобы тот чувствовал себя комфортно в ринге и не обращал внимания на все эти шумы.
- Есть ли среди участников те спортсмены, за которых Вы искренне болеете?
- Да, есть, но я не хотел бы говорить о них, не нужно раскрывать карты. Я здесь многих ребят знаю. Конечно, мы общаемся, дружим. Самое обидное, но это жизнь, когда встречаются два друга, например, в финале или полуфинале. Здесь уже ничего не могу сказать – победит сильнейший.
- Немного об Олимпийской теме. Вы наверняка следили за ходом главных мировых состязаний. Расскажите, как, по вашему мнению, выступила сборная России: хорошо или не очень? В чем были недочеты или всего хватало?
- То, что мы завоевали семь путевок из десяти, это уже не есть хорошо. Все-таки мы спортивная держава, тем более в боксе. Но так получилось, что мы дрались и за себя, и за того парня. Мы взяли золото и три бронзы. Слава богу, что есть золото. Конечно, если бы не наши девочки, то мы были бы шестыми в командном зачете. Но в итоге, благодаря их двум серебряным медалям, стали четвертыми. Мы вылетели из тройки лидеров. Это очень плохо. Ведь у нас сильные боксерские традиции, есть очень хорошие примеры олимпийских чемпионов: и Лагутина, и Степашкина, и Агеева, и Григорьева, и многих других. Но жизнь продолжается, я думаю, что на следующей Олимпиаде будем пробовать заскакивать в тройку.
- Чего же не хватило до олимпийского успеха?
- Много чего не хватает. Но не хотелось бы об этом говорить. Нужно, чтобы была вертикаль власти: то, что тренер сказал, то и нужно делать, а не пререкаться с ним. И федерация бокса должна поддерживать главного тренера, а не спортсмена. Были такие случаи. Слава богу, сейчас мы уже объяснились и пришли к единому мнению.
- В продолжение темы. Сопоставьте, пожалуйста, уровень развития российского и мирового бокса.
- Я скажу, что бокс вырос не только в России, но и в мире. С теми странами, с которыми мы боксировали легко, сейчас идем тютелька в тютельку. Поэтому мы не должны останавливаться и постоянно повышать свое мастерство. Потенциал у нас хороший.
- Отличается ли система подготовки боксеров в то время, когда выступали Вы и сейчас?
- Отличается, поскольку изменился бокс, изменились перчатки, появились маски, мы боксировали сперва три раунда по три минуты, потом пять раундов по пять минут, потом четыре раунда по две минуты. По другим правилам и другому времени мы тренировались 11 лет. Это повлияло не в лучшую сторону. С сентября мы снимаем шлемы. Это хорошо. У нас ведь не шахматы. Зрители должны видеть боксера. А когда он в маске, это невозможно.
- Это же травмоопасно очень?
- Вы знаете, бокс стоит на восьмом или седьмом месте по травматизму. Вверху списка – гимнастика, хоккей. Нужно лучше тренироваться, чтобы не было травм и ручку «заворачивать».
- Существуют ли в российском боксе школы преподавания данного вида спорта, отличающиеся друг от друга. Между кем и кем традиционно складывается борьба? Или в вашем виде спорта сложно что-либо точно предвидеть?
- У нас есть клубы, семинары для тренеров, когда мы обсуждаем, что-то показываем друг другу. Есть клуб ЦСК, Динамо. У каждого спортсмена свой тренер, а значит и своя методика в тренировке. Но мы не отходим от того стержня, что называется Советский Союз. Потому что Советская школа – это основа основ. У нас очень сильные спортсмены в Сибири, Урале и на Кавказе. Если брать сборную России в разрезе, это видно.
- Расскажите о Вашей первой и самой большой спортивной победе.
- Я провел где-то 325 боев, проиграл, может быть, 20. Все мои победы для меня родные. Что по юношам, юниорам, национальным соревнованиям. Понятно, олимпийское золото – есть олимпийское золото. Но я помню свои районные соревнования, когда я стал третьим по юношам в Сусуманском районе Магаданской области. Я храню все грамоты и медали, отталкиваюсь от того, откуда я начал. Ту историю забывать нельзя. Иначе не будет новых побед.
- Что помогло Вам достичь самых высоких спортивных целей?
- Упорство, труд, любовь к боксу. И, конечно, огромное спасибо моим тренерам. Моему первому тренеру Денисенко Василию Николаевичу, и потом Рыжикову Геннадию Михайловичу. Спасибо и семье, и близким, и друзьям, которые меня поддерживали и толкали вперед.
- В спорте бывает всякое, не только победы. Как Вы справлялись с неудачами?
- Нет в мире ни одного спортсмена, который не проиграл хотя бы одного боя. Конечно, у меня есть проигрыши, обидные даже до слез. Но нужно делать выводы вместе с тренером, сесть, посмотреть плюсы-минусы боя. Ничего страшного. Нужно продолжать идти к своей цели, закусив губу, будь то мир, Олимпиада, свои районные соревнования.
- С высоты Вашего огромного спортивного опыта, какой бы Вы дали совет начинающим, юным спортсменам, которые только пришли в этот спорт? И тем ребятам, которые уже чего-то достигли и собираются покорить вершины российского и мирового бокса?
- Начинающим ребятам и девчатам я хотел бы пожелать крепкого здоровья, чтобы они не бросали этот хороший вид спорта. Уверю, что через определенное время пойдут результаты, самое главное - не бросать, а тренироваться, тренироваться и тренироваться. Нынешним чемпионам, хочу пожелать, чтобы они улучшали свое технико-тактическое мастерство и радовали свой регион, страну на международной арене.
Комментарии (0)